Статья расскажет о мотивациях и изменениях в таможенной политике периода конца XVIII в. – 20-х гг. XIX веке.
Протекционистская тенденция проявила себя в таможенном тарифе 14 сентября 1795 г.
С помощью этого тарифа правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства.
Новый таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 г. Этого не случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 г., отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров.
Однако в 1800 г. запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В начале марта 1801 г. был также издан указ, запретивший вывоз любых российских товаров из российских портов и пограничных сухопутных таможен без особого высочайшего повеления.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке во время дворцового переворота.
Таможенная политика Александра I тоже не отличалась последовательностью. Так, вслед за введением тарифа 1797 г. и снятием запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов. Поскольку все они касались частных вопросов, ропот со стороны помещиков и купцов, недовольных как запретительными статьями тарифа 1797 г., так и заключением Тильзитского мира 1807 г. и присоединением к континентальной блокаде (торговой блокаде Великобритании), не стихал.
В преддверии войны с Францией в 1810 г. специальной таможенной комиссией под руководством М. М. Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф, отвечавший интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов.
19 декабря было утверждено «Положение о неутральной (нейтральной) торговле на 1811 год в портах Белаго, Балтийскаго, Чернаго и Азовскаго морей и по всей Западной сухопутной границе», которым устанавливались правила, целью которых, по замыслу Александра I было преградить усиление непомерной роскоши, сократить привоз товаров иностранных, и поощрить, сколь можно, произведения внутреннего труда и промышленности.
После этого промышленники стали группами и в одиночку направлять прошения и записки в Министерство финансов и Министерство внутренних дел с просьбами о сохранении протекционистского тарифа на возможно более длительный срок.
Вместе с тем представляется, что протекционисткие мероприятия первой четверти ХХ века еще мало обусловливались требованиями буржуазии, находившейся на начальной ступени своего развития в общественный класс.
Определяя приоритеты национальной таможенной политики, правительство продолжало исходить из интересов государственного казначейства, стремившегося любой ценой (в том числе и за счет сокращения импорта) к достижению активного торгового баланса и повышению на этой основе курса кредитного (бумажного) рубля.
Как и прежде, задачи правительства в области таможенного дела выходили рамки таможенно-тарифного регулирования.
24 июня 1811 г. Александр I учредил «Таможенное управление по Европейской торговле».
Было образовано 11 таможенных округов, в каждый из которых вошло некоторое число таможен. К примеру, Санкт-Петербургский округ был составлен из Санкт-Петербургской, Кронштадтской, Нарвской с заставой Магербургской, Выборгской с заставой Транзундской и Фридрихсгамской таможен.
Каждый таможенный округ управлялся начальником, который имел в своем ведомстве все таможни и заставы, составлявшие округ.
Все таможни были разделены на два класса. Те из них, которым был дозволен привоз иностранных товаров, стали называться главными. Они состояли из управляющего, положенных по штату членов и необходимого числа таможенных чиновников и служителей, заменивших прежних директоров таможен, цольнеров и унтер-цольнеров.
Таможенные чиновники наделялись большими правами. Во всяком случае, лица, создававшие им препятствия во время отправления служебных обязанностей, подвергались штрафу, минимальный размер которого составлял 500 рублей.
Воинские начальники, губернские правления, военные и гражданские губернаторы, чины городской и земской полиции были обязаны чинить вспомоществование чиновникам таможенной службы по первому их требованию.
Таможенным чиновникам также дозволялось при отправлении службы носить при себе огнестрельное и другое оружие.
«Таможенный присмотр» для отвращения тайного привоза товаров по всей морской и сухопутной границе составлялся из команд таможенной стражи, каждая из которых состояла из 10 человек рядовых объездчиков. Три команды подчинялись одному надзирателю, в помощь которому определялся помощник. Вся таможенная стража в округе подчинялась непосредственно начальнику таможенного округа.
На каждые 15 верст по сухопутной границе полагалась одна команда таможенной стражи. Накануне войны с Наполеоном по сухопутной западной границе России насчитывалось 1300 объездчиков (преимущественно из отставных солдат) с 40 надзирателями и 40 их помощниками.
В начале того же года императором был утвержден доклад военного министра «Об устройстве военной стражи на границах западных губерний».
Согласно ему по западной границе были образованы 150-верстные участки, для охраны которых привлекались донские и бугские казацкие полки.
Для каждого участка определялось по одному полку казачьей пограничной стражи. Кроме назначенных на границе мест для таможен, всякий пропуск через нее проезжающих, проходящих и товаров воспрещался, а потому все перехваченное на кордоне обращалось в пользу перехвативших, исключая запрещенных в привозе вещей, которые по новому положению должны быть сожжены, но перехватившие будут получать за них всякий раз приличное вознаграждение.
После победы над Наполеоном влияние России в европейских делах чрезвычайно возросло. Весомым было ее участие в работе Венского конгресса 1814 – 1815 гг. и в «Священном союзе» европейских государств. Все это порождало в правящих кругах, в том числе и у самого Александра I, иллюзию о возможности внесения в политическую жизнь послевоенной Европы начал правды, взаимопомощи, христианской любви и братства.
Вновь приобрели популярность фритредерские настроения. В 1816 г. были отменены запреты 1810 г.
В следующем году в Одессе была введена зона порто-франко. В 1819 г. был принят самый умеренный таможенный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских.
В скором времени со всей очевидностью обнаружилась невозможность свободной конкуренции изделий отечественной промышленности с соответствующими английскими аналогами.
Более того, ни одна европейская держава не собиралась следовать принципу свободной торговли. Либеральная политика оказалась явно преждевременной и резко ухудшила экономическое положение России. Космополитические идеи о благах, которые свободный товарообмен приносит государству, исчезли так же быстро, как и возникли.
В целях преодоления кризиса национального производства в 1822 г. был принят охранительный тариф, запретивший вывоз 21 товара и ввоз 300 товаров.
С введением нового высокопокровительственного тарифа русская промышленность оказалась на время избавлена от конкуренции иностранных производителей. Тариф 1822 г. неоднократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838 и 1841 гг. в него вносились изменения, общую направленность которых можно выразить формулой от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.
Во всяком случае, до тех пор, пока во главе Министерства финансов находился Е. Ф. Канкрин (1823 – 1844), Россия последовательно придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного государственного бюджета.
По словам Канкрина, запретительная и охранительная система может подлежать большим возражениям, но, в частности, для многих государств уже невозможно от нее отойти, особливо и по видам дохода, здесь всегда большое внимание имевшим.
Одновременно происходили и серьезные изменения организации таможенной службы.
14 декабря 1819 г. был принят новый «Таможенный Устав по Европейской торговле», состоявший из 726 параграфов (статей).
Согласно ему все российские таможни по европейской границе (морские и сухопутные) были разделены на 4 класса. К первому были отнесены складочные таможни, к которым все без изъятия иностранные товары, не запрещенные тарифом, могли быть привозимы морем или перевозимы из других таможен для таможенных платежей. Это были Санкт-Петербургская, Таганрогская, Московская, Виленская, Киевская, Бердичевская и Варшавская таможни.
Произошло сужение Петербургского таможенного округа. В его состав вошли складочная Санкт-Петербургская, передовая Кронштадтская и третьего класса Нарвская с заставой Магербургской таможни.
В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «О последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров», который, в свою очередь, разбивался на главы:
- Об утайке пошлин и тайном провозе вообще;
- О доносах на тайный провоз товаров;
- О наказании занимающихся противозаконной торговлей;
- О производстве дел по конфискации товаров;
- О производстве продажи при таможнях с публичного торга товаров.
В 1822 г. казачьи части были переведены во вторую линию, за 3-5 верст от линии таможенных объездчиков, а в 1823 г. в дополнение к конным объездчикам для несения пограничной и таможенной охраны были учреждены еще и пешие стражники.
По «Положению об устройстве пограничной Таможенной стражи» 1827 г. пограничники в каждом таможенном округе по европейской границе были сведены в особые части — бригады, полубригады и отдельные роты, которые подразделялись на отряды и состояли из конных объездчиков и пеших стражников.
В 1827 г. в пограничной страже состояло 37 кадровых и 275 запасных офицеров и 3282 рядовых.
Воинские начальники пограничной стражи подчинялись начальникам таможенных округов, которых в это время насчитывалось 130. Им запрещалось входить в дела таможенного пограничного надзора, что есть дело надзирателей и их помощников.
Однако надзиратели и их помощники, числившиеся с этого времени на военной службе, подчинялись ротному командиру как офицеры его роты. Главное управление пограничной стражи находилось введении Департамента внешней торговли Министерства финансов.
23 августа 1827 г. зеленый цвет окончательно утвердился в качестве отличительного признака обмундирования таможенных чиновников и служащих.
2 сентября 1827 г. состоялось утверждение рисунка таможенного флага: светло-зеленого с белым Андреевским крестом.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
declarant.ivanova@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий