четверг, 5 мая 2022 г.

Единая система таможенных органов

Услуги таможенного декларанта

Статья расскажет об устройстве единой системе таможенных органов в конце ХIХ века.

К концу ХIХ века в России сложилась единая система таможенных органов.

Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны.

При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (13 чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и т. д.

Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа (Санкт-Петербургский, Рижский, Вержболовский, Калишский, Радзивиловский, Бессарабский и Южный), находившиеся под управлением своих начальников.

В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинной товаров на:

  • Главные складочные таможни;
  • Таможни первого класса;
  • Таможни второго класса;
  • Таможни третьего класса;
  • Таможенные заставы;
  • Переходные пункты.

При этом главные складочные таможни: Санкт-Петербургская, с подчиненной ей Кронштадтской таможней, Московская и Харьковская не входили ни в один из таможенных округов и состояли в отдельном управлении Департамента таможенных сборов.

На управляющих этими таможнями, а также на управляющего Архангельской таможней возлагались (в пределах их ведомственной компетенции) права и обязанности начальников таможенных округов. Остальные таможенные учреждения подчинялись начальникам таможенных округов.

Кроме пограничных таможен (таможни первого класса располагались в местах пересечения сухопутной границы железнодорожными путями, шоссейными дорогами и судоходными реками, а также в важнейших портах) существовала целая сеть внутренних таможен, осуществлявших досмотр и оформление товаров, подвергнутых в пограничных таможнях лишь внешнему контролю и отправленных транзитом вглубь страны.

Каждая таможня и застава находились под главным надзором управляющего и состояла из чиновников таможенного ведомства, звания и число которых определялись штатами, а также из канцелярских чиновников и вольнонаемных служителей: досмотрщиков, секретарей, переводчиков, бухгалтеров, экспедиторов и т. д.

Управляющий направлял и контролировал подчиненных ему чиновников, отвечая за работу таможни в целом. При этом в его единоличной компетенции находились лишь вопросы дисциплинарного порядка.

Те же вопросы, которые касались применения тарифа, наложения взысканий и т. п., решались общим присутствием таможни, в состав которого кроме управляющего (председателя присутствия) и его помощника входили члены таможни, а иногда даже корабельные служители, пакгаузные надзиратели, казначеи и т. д.

Таким образом, таможня, по существу, действовала как коллегиальное учреждение.

Досмотровые мероприятия осуществлялись совместно членом таможни и одним из пакгаузных чиновников или экспедитором. По вопросам применения тарифа, соблюдения таможенных формальностей и наложения важнейших штрафов таможни сносились непосредственно с Департаментом таможенных сборов.

Как и раньше, охрану государственной границы несла пограничная стража, имевшая военную организацию. Она комплектовалась из новобранцев, отбывавших воинскую повинность.

На некоторых участках государственной границы (в Средней Азии и Сибири) эту службу несли вольнонаемные, которые состояли в таможенном ведомстве. В начале ХХ в. численность пограничной стражи составляла около 36 тыс. человек при 1080 офицерах.

С 1893 г. пограничная стража была выделена из таможенного управления и преобразована в Отдельный Корпус пограничной стражи. Тем не менее, корпус подчинялся министру финансов, который имел звание шефа пограничной стражи.

Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. отразили происшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Последние были систематизированы в «Правилах об Отдельном корпусе пограничной стражи».

Устав 1904 г. впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам», свидетельствовавший о радикальной перестройке транспортной системы страны.

Устав 1910 г. уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы.

События Первой мировой войны (1914 – 1918) самым пагубным образом сказались на таможенном деле.

К осени 1917 г. таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Деятельность большинства таможен в это время была приостановлена. Многие из них закрылись на длительный срок, а то и вовсе прекратили свое существование.

Департамент таможенных сборов бездействовал. Около года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников, сформированный на съезде таможенных служащих в сентябре 1917 г.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

declarant.ivanova@gmail.com

2 комментария: