четверг, 21 апреля 2022 г.

Обновление таможенной политики и тарифная комиссия XIX веке

Услуги таможенного декларанта

Статья расскажет об обновлении таможенной политики и создании тарифной комиссии в XIX веке.

Период с 1857 по 1868 гг. отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ.

Продолжалось понижение ввозных таможенных пошлин по целому ряду товаров.

Главным и наиболее часто встречающимся мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.

Так, в своем представлении в Госсовет 21 мая 1859 г. министр финансов А. М. Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и для уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах.

В интересах отечественного машиностроения он добивался беспошлинного ввоза в страну чугуна и железа, отрицая при этом целесообразность правительственной поддержки уральских заводчиков.

Согласно закону, высочайше утвержденному 2 мая 1861 г., машиностроительным заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель, предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в потребном количестве.

В 1864 г. это правило было распространено на другие машиностроительные предприятия, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов и механизмов, пароходов, мостов и т. д.

За период 1861 – 1871 гг. указанную льготу получил 141 завод, хотя реально воспользовались ей 119 предприятий.

Ввоз черных металлов в эти годы непрерывно возрастал, причем возрастал опережающим темпом по сравнению с внутренним производством черных металлов.

В числе важнейших мер правительственной политики в области таможенного дела следует также назвать решение 1863 г. о беспошлинном ввозе в страну хлопка-сырца через европейскую границу.

В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы. Эта мера получила поддержку рижских купцов.

Что же до москвичей, торговавших в Кяхте, то их мнения разделились. Если одни из них согласились с правительственным решением, то другие — встретили его в штыки, пророча неизбежность банкротств некоторых кяхтинских купцов.

Сахарозаводчики оказались в этом отношении более организованы и удачливы. В условиях первого пореформенного десятилетия им удалось отразить все попытки Министерства финансов провести через Госсовет вопрос о понижении ввозных пошлин на сахар.

Однако в уступчивости Минфина отразились результаты не только давления со стороны мощной группировки торгово-промышленного класса или правительственного попечения о нуждах свеклосахарной промышленности. Сказались также и неуверенность этого ведомства в возможности немедленного приращения таможенного дохода вследствие резкого повышения пошлины на сахар.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа.

Комиссии в этот раз не созывалось и пересмотр производился бюрократическим порядком.

Изменения 1865 г. были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых них, имевших однородный характер, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.

В 1867 г., руководствуясь главным образом фискальными интересами, министр финансов М. Х. Рейтерн, представил Александру II всеподданейший доклад о пересмотре таможенного тарифа и назначении для этого специальной комиссии.

Заявив о своей приверженности курсу таможенной политики, проложенному тарифами 1850 и 1857 гг., министр особое внимание обращал на тот факт, что непрерывное развитие отечественной промышленности не сопровождалось приращением таможенного дохода (действительно, размер поступлений от таможенной деятельности после 1857 г. увеличился всего на несколько процентов).

Он предлагал следовать по пути дальнейшего понижения пошлин с фабричных материалов, добиваясь большей соразмерности между ценами на товары и пошлинами и ограничения тем самым контрабанды.

Одновременно М. Х. Рейтерн настаивал на упрощении тарифной классификации и уравнении пошлин по морскому пути и сухопутной границе.

В конце июня 1867 г. Александр II повелел опубликовать собранные в Министерстве финансов материалы по пересмотру тарифа с последующей передачей на рассмотрение мануфактурного и коммерческого советов и их отделений, а также Владимирского мануфактурного комитета и некоторых представителей торгово-промышленных интересов. Указанным учреждениям было также представлено право выбирать депутатов в тарифную комиссию.

Такая комиссия была учреждена в 1867 г. под председательством сенатора, а затем члена Госсовета Г. П. Неболсина. Кроме него в ее состав вошли 23 человека, в том числе 11 от правительства и 12 от торгово-промышленных кругов.

Факт численного преобладания в комиссии предпринимателей не ускользнул от внимания общественности.

Так, в либеральном «Вестнике Европы» отмечалось:

«Ошибкой было бы давать в тарифной комиссии право решающего голоса представителям промышленности. Они поставили интересы своего привилегированного класса выше интересов всего общества»

Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице-директора Департамента таможенных сборов (до 1864 г. — Департамента внешней торговли) Министерства финансов И. Н. Колесова, предложившего значительное понижение пошлин.

Записка была разослана во все учреждения промышленности и торговли, а также таможенного ведомства и вызвала сильный резонанс.

В адрес комиссии стали поступать многочисленные записки, которые затем вместе с опубликованными в периодике статьями по поводу пересмотра тарифа были собраны в особый том и отпечатаны.

К исполнению своих обязанностей комиссия приступила в ноябре 1867 г. С целью привлечения возможно большего числа сведущих лиц и для предварительного выяснения всех вопросов ею было устроено особое совещание с участием экспертов из техников, фабрикантов, ремесленников и торговцев.

Всего было образовано 12 экспертных комиссий, в деятельности которых участвовало 239 специалистов.

Сначала тарифные предположения обсуждались в экспертных комиссиях. Результаты этой деятельности обобщались и направлялись министру финансов, который вносил предложения на рассмотрение Госсовета. Общее собрание Госсовета утверждало законопроект. Дальнейшее зависело от волеизъявления императора.

Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г.

Отвечая в целом принципам свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей:

  • Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода.  Тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях и увеличил их для 35 продуктов, не ущемляя при этом интересов отечественных производителей.
  • Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары, что свидетельствовало о возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, можно говорить об умеренно-протекционистской, охранительной природе тарифа 1868 г. для главных отраслей отечественной промышленности.

Важно отметить и то, что последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. Железные дороги в России до конца 70-х гг. ХIХ в, строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Тариф 1868 г. оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. Достаточно сказать, что в первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 % в сравнении с предыдущим пятилетием, превысив в среднегодовом исчислении 45 млн. руб.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

declarant.ivanova@gmail.com

1 комментарий: