Статья расскажет о порядке ввоза товаров из-за границы в Архангельск и другие русские города, закрепленного «Новоторговым уставом» 1667 г.
Иностранному Кораблю, пришедшему в устье Северной Двины, следовало остановиться (бросить якорь) у шанца (передовой таможни).
Корабельщик был обязан подать начальнику шанца подписанную роспись привезенных товаров, которая задерживалась в шанце.
Начальник шанца выдавал корабельщику «список с той росписи» за своею рукой, после чего корабль без задержки отпускался к Архангельску.
Оригинал корабельщиковой росписи тем временем направлялся из шанца в Архангельскую таможню.
По прибытии в Архангельск корабельщик был обязан явиться в таможню к «гостю с товарищи» и подать данную ему роспись, и гостю тое роспись записать в книги имянно.
«А будет кто похочет товары свои из корабля на берег взять ему следовало подать в таможню роспись, сколько какого товара на берег везть хочет, и гостью записать тое роспись в книги, и по той росписи те товары у них досматривать накрепко в бочках и в ящиках и в кипах; и что по досмотру будет у них каких товаров, те их товары в таможне записывать в книги прознь имянно, всякаго иноземца особь статьею».
При этом товары, не указанные в корабельщиковой росписи, подлежали конфискации.
Уставом запрещалась разгрузка кораблей в карбасы, барки и другие суда, а также на берег в ночное время. Ночью запрещалась и доставка на иностранные корабли товаров русскими судами. В случае поимки нарушителя с таким товаром ночью те товары следовало взять на великого государя.
Привозные товары подлежали пошлинному обложению. Пошлина при этом взималась не за сам ввоз, а с продажи:
«А имать с тех продажных заморских товаров в государеву казну, в таможне у Архангельскаго города пошлины золотыми и ефимками: с весчих това- ров по десяти денег с рубля, а не с весчих товаров по 8 денег с рубля».
Этой пошлине подлежали не только продажные заморские товары (импортное спиртное, сахар и некоторые кондитерские изделия облагались повышенной пошлиной), но и те, которые своевременно не продавались в Архангельске, либо не вывозились у него:
«А что у города Архангельскаго в кораблех останется непроданных товаров, и с тех товаров заморских в прежних летех пошлин не имано.. а впредь кого за меною и продажею лишние товары будут, и с них взять пошлину хотя он и не продаст, для того что извычно было тайно отдавать в подряд русским людем».
Все иностранцы, по свидетельству члена великого шведского посольства 1673 — 1674 гг. Иоганна Кильбургера, платили со складируемых в порубежных городах товаров единую пошлину: 6%, но если их не хотят или не могут там продать и посылают дальше в Москву, то должны вносить теперь и с 21 мая 1667 года сперва в названных городах 10% проезжей пошлины, а потом в Москве на большой таможне опять — 6%.
Купец даже еще принужден внести названную проезжую пошлину в специес — монете, именно, вместо 10 рублей, 10 дукатов, хотя рубль неизменно составляет 100 копеекк, а дукат, напротив, поднимается от 114 до 125, и в Новгороде их часто нельзя достать, что приносит большой убыток шведской нации. В целях обеспечения достоверности информации о стоимости привозных товаров уставом предусматривалось «имать на великого государя» те товары, которым иноземец запишет непрямую цену с убавкой.
В тексте Новоторгового устава не содержалось установлений о взимании с товаров, перевозимых через государственную границу Московского государства, ввозных или отпускных пошлин. Установленные пошлины (почти все они, имея адвалорный характер, начислялись в процентах к таможенной стоимости товаров) различались не потому, внешними они были или внутренними (размер пошлинного обложения в Архангельске был иным, чем во внутренних городах), а в зависимости от того, являлся ли куппец иностранцем или русским подданным. При этом первые облагались повышенной пошлиной. С них также взимались платежи, от к которых русские купцы были избавлены. Под определение собственно внешних (импортных) пошлин моно подвести лишь те из них, которые взимались с привозных вин и водок, а также с привозных товаров, по каким-либо причинам непроданным в Архангельске.
Так, с продажи спиртных напитков в Архангельске (или только за их ввоз) иноземцу следовало заплатить:
«С беремянных бочек алкана, бастры, малвазеи, мушкатели, по 60 ефимков с бочки, с романеи с беремянной бочки по сороку ефимков, с полуберемянных бочек ренскаго по 20 ефимков с бочки... с погребца водки по 6 ефимков... А который иноземец те питья похочет везть вверх к Русси: и ему с тех заморских питей заплатить указанные ефимки у города Архангельска, и те заморские питья везти ему вверх к Русси, за отдачею у города полные пошлины».
Русский купец, покупая в Архангельске у иностранца товар, уплачивал в таможню русскими деньгами 5% со всей затраченной суммы; потом, привезя свой товар в Москву или какой-нибудь другой город, где он хотел торговать, купец платил снова 5%, а продав товар, — еще 5%, те. всего 15%.
Иностранец же был поставлен в другие условия. Приехав с товарами в Архангельск, он мог там продать их, но если не хотел этого сделать, уплачивал в таможню 10%, при чем подсчет процентов производился на рубли, однако уплачивая непременно species-рейхсталерами (1 рейхсталер оценивался правительством в 50 коп.), но если у иностранца не было species-рейхсталеров, он должен был платить рубль за каждый species-рейхсталер; таким образом, купец обязан был уплатить 20 рейхсталеров в счет 10% пошлины. В действительности же рейхсталер стоил не 50 коп., а целый рубль, т.е. иностранец, платя 20 рейхст. в самом деле платил 20 рублей, иначе говоря, не 10%, а 20%.
Во время архангелогородской ярмарки «гость с товарищи» обязаны были наблюдать за тем, чтобы все импортные товары отличались высоким качеством, имели бы клейма, печати и др. признаки, свидетельствующие о стране и месте происхождения товара и его изготовителе. Таким образом предусматривалось поставить заслон притоку в страну поддельных воровских, низкосортных товаров:
«Чтоб впредь худых товаров в отпуске в Московское государство заказ учинили под жестокою заповедью, и посылать перестали б; а худые товары обличив и во весь свет огласив, отослать с безчестьем с ярманки, чтоб впредь таких худых не возили, и добрым товаром цены не портили».
Те же самые требования предъявлялись и к качеству русских товаров.
Иностранцам разрешалось торговать в Москве и других внутренних городах России только по особым государевым грамотам, которые выдавались в ограниченном количестве:
«От города Архангельскаго и из Великаго Новгорода и Пскова пропущать к Москве и в иные городы тех иноземцев, у которых будут великого государя жалованныя грамоты о торгах, за красною печатью».
При этом с них взыскивалась в Архангельске дополнительная проезжая пошлина по гривне с рубля, то есть 10%, золотыми или ефимками, от которых были избавлены русские торговцы. Она взималась под тем формальным предлогом, что русские люди и московские иноземцы (вероятно, утвердившиеся в России иностранцы) «пятину и десятину и всякия подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят».
До начала погрузки своих товаров на речные суда с целью их дальнейшей транспортировки вглубь страны, иностранному купцу требовалось предъявить в таможне собственноручно заверенную роспись, указав в ней имя товара и в чье судно его класть. После соответствующей записи в таможенной книге давалось разрешение товары класть в суды. Начинался осмотр, во время которого предписывалось:
«Против той росписи у того иноземца все товары в бочках и в ящикех и в кипах и во всяких местех... везде разбивать, весчие перевесить для того, что бывает лишних много неявленных товаров, и что объявится сверх росписи лишних товаров, и те все лишние товары имать на великого государя безповоротно».
Затем надлежало:
«Бочки и ящики и кипы и всякие места запечатать таможенною печатью, и велеть ему все места по выписи объявить на тех городех, на коих они учнут торговать, и в выписях их товары писать им имянно, в скольких бочках и в ящикех и в кипах и во всяких местех с ними отпущено за таможенными печатьми каких товаров мерою и счетом и весом».
Как и прежде, с иностранцев при продаже заморских товаров во внутренних городах взыскивалась пошлина в 2 алтына с рубля. С продажи спиртных напитков с иностранцев взыскивалась пошлина в размере 5 алтын с рубля. Оплата иностранцами таможенных пошлин валютой фактически повышала размер последних: ефимки принимались в казну по полтине за ефимок, то есть по 16 алтын и 4 деньги, а из него правительство чеканило мелкой серебряной монеты на 21 алтын и 2 деньги; следовательно пошлина увеличивалась на 28%.
Даже «беспошлинная» покупка иностранцами русских товаров за наличные оплачивалась сбором гораздо большим, чем 4 или 5 процентов, так как эти деньги — золотые и ефимки — отбирались правительством и вместо них выдавалась русская ходя чая монета, по курсу полтина за ефимок, между тем, как в действительности ефимок равнялся 72 и даже 75 коп. Цена же золотого возвышалась от 114 до 125 коп.
Если кто-то из русских купцов после торгов изъявлял желание отправиться со своим товаром вглубь России, ему следовало предъявить в таможне
«Гостю с товарищи, роспись всему товару порознь и имя, в чье судно ему класти, и ту роспись гостю записывати книги имянно, и на той росписи подписав, и печать приложити и отдать тому купцу, кто подал, и против той росписи у него досмотреть, и после досмотра вольно ему те свои товары в суды класти».
Лишние товары, в случае их обнаружения при досмотре, подлежали конфискации.
После завершения погрузочных работ владелец судна должен был принести в таможню роспись товарам, которые кладены в судно, и указать хозяина товара.
Затем производилась сверка корабельщиковой росписи с купеческой. В случае их полного соответствия слово в слово таможней выдавалась «выпись» и судно выпускалось. При этом отвозных пошлин с русских людей с товаров ни с каких не взималось. Если купец намеревался что-либо продать по дороге, ему следовало явить товар таможне и заплатить пошлину 10 денег с рубля или 5% с продажных товаров , что удостоверялось соответствующей выписью. На вырученные деньги («товарные деньги») любой товар в том же городе приобретался беспошлинно.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
declarant.ivanova@gmail.com
понятно написано, спасибо
ОтветитьУдалитьЛюбопытно.
ОтветитьУдалить