Статья расскажет об изменениях в таможенном законодательстве XVIII в., связанным с принятием Морского торгового регламента и устава в 1724 года.
31 января 1724 г. одновременно с таможенным тарифом был опубликован и «Его Императорского Величества Всемилостивый Регламент и Устав, по которому все высшего и нижнего чина персоны, как подданные, так и иностранные, а наипаче купцы, и корабельщики, которые в сие Государство приезжают и отъезжают, все послушливо поступать имеют».
Морской торговый регламент и устав (таким было его официальное название) внес существенные изменения в таможенные обрядности, ориентируясь в этом вопросе на заграничные таможенные уставы (прежде всего шведский).
Им, в частности, устанавливалось, что все иностранные суда, которые входили в российский порт или покидали его, должны были извещать об этом в толгоузе (нем. Zollhause; англ. Tollhause) или другом определенном для этого месте.
Как только корабль прибывал в толгоуз находившийся в Кронштадте корабельщик должен был немедленно объявить о себе цольнерам, или пошлинным сборщикам, свое имя и название корабля и роспись всему грузу товарам, тюкам, бочкам, ящикам и пр., и какие на них положенные клейма и номера; как всякий товар связан и пр.
Цольнеры или пошлинные сборщики должны были записать суть сказанного корабельщиком с последующей передачей этого досмотрщику, сопровождавшему корабль настоящей таможни, т. е. Санкт-Петербургской таможни.
Если корабль не мог следовать от Кронштадта до Петербургского порта без частичной выгрузки, то корабельщику надлежало грузу убавить в лихтеры, и что выложено будет, то записать и в таможню послать.
После прихода корабля в порт досмотрщику надлежало явиться в таможню, а корабельщику до того времени из гавани никуда не отъезжать, пока весь корабль не будет досмотрен, под лишением своего корабля и всех товаров, которые в нем будут. При этом последний был обязан иметь при себе все надлежащие документы, с которых он мог верно подать роспись о грузе.
Корабельщикам и купцам вменялось в обязанность правильно указывать свои товары, их цену и страну происхождения.
До завершения досмотровых мероприятий никому не разрешалось сходить с корабля, запрещалась его разгрузка. Таким образом, отменялась прежняя система контроля за правильностью таможенной оценки товаров, когда сам, таможенный голова и его помощники присутствовали при заключении торговой сделки.
Довольно строго регламентировались и погрузочные работы, в частности, погрузку корабля разрешалось производить лишь в присутствии досмотрщиков (целовальников).
Во время погрузочно-разгрузочных работ всем купеческим кораблям, имевшим пушки, предписывалось держать бойницы («окна») закрытыми. За нарушение налагался штраф 25 ефимков.
Одновременно устанавливались сроки уплаты таможенных платежей: при импорте пошлину надлежало потребовать прежде, чем хозяин возьмет товары из пакгауза, при экспорте — до выхода корабля. При этом, если плательщик не имел ефимков, то должен был за каждый ефимок заплатить по 125 копеек.
Регламентом предусматривался таможенный режим таможенного склада.
В нем говорилось:
«Буде которой фурман или судовщик привезет с собою от кого какие ящики или тюки, а скажет, что хозяин сам тех ящиков или тюков будет после, и захотят они те ли токи о приезду хозяйского в таможне оставить: тогда надлежит оные ящики или тюки и кипы таможенной печатью запечатать, и по приезду хозяйского в анбаре беречь».
Шкиперам и матросам разрешалось торговать на своих кораблях в розницу товарами установленного ассортимента: «порцелинной» и глиняной посудой, домашней утварью, свежими овощами, мясом, колбасными изделиями, соленой треской, сыром, маслом, пряниками, иностранным пивом и т. д.
До этого они должны были явить указанные товары в Петербургской таможне и заплатить с них надлежащую пошлину и для свободной продажи взять ярлык из таможни.
Одновременно для них предусматривались льготы: штурманы освобождались («увольнялись») от уплаты таможенных пошлин в размере 2 ефимков, корабельщики, матросы и прочие люди — 4 ефимков. Остальное продавалось исключительно оптом и только российским купцам.
Отдельными статьями устава вводились преимущества для отечественных предпринимателей. Хотя российские товары и подлежали ввозной пошлине при перемещении из одного российского порта в другой российскими подданными, их последующая доставка в третий российский порт российскими же подданными производилась беспошлинно.
Если российские товары из очного российского порта в другой перемещал иностранец (с целью продажи), он оплачивал не только, вывозную пошлину (согласно тарифным статьям 1724 г.) в порту отгрузки, но также и ввозную пошлину в порту доставки.
Иностранец, привозивший в российский порт свои (иностранные) товары, должен был заплатить на месте ввозную («привозную») пошлину.
Однако здесь предусматривалось следующее условие:
«Если затем теж товары оной или другой, кто у него купит, повезет к другому российскому порту, то отвозных пошлин в том первом городе не имать, а взять привозную пошлину в другом порте, куда привезены будут».
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
declarant.ivanova@gmail.com
Хорошо написано
ОтветитьУдалитьНужная информация.
ОтветитьУдалить