Статья расскажет о первых мерах, принятых Петром I в первой четверти XVIII в., поспособствовавших развитию таможенного дела.
Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались новизной и последовательностью.
Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которым было положено еще в ХVI в.
Правительство сосредоточивало в своих руках то тот, то другой из более важных предметов торговли.
Продажа этих так называемых казенных товаров составляла монополию государства, которое таким образом сделалось самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную откупную цену. К казенным товарам принадлежали, например, пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, поташ, икра и т.д.
Одновременно разрешался ввоз табака и некоторых других ранее запрещенных товаров.
Таможенные пошлины взимались согласно статьям Новоторгового устава 1667 г. Вместе с тем увеличилось число внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, пошлины с возов товарных на перекрестках, ярмарочный и хомутовый сборы и т.д., что некоторым образом возобновило прежние проезжие мытные сборы.
После учреждения Коммерц-коллегии Петр утвердил 16 июня 1715 г. предложение ее президента П. А. Толстого о взимании 5% таможенной пошлины с продажной стоимости привозных и отпускных товаров, независимо от того, покупались ли они на деньги, привезенные купцами, или вырученные от продажи товаров. В докладных пунктах Толстого необходимость этой перемены объяснялась несовершенством, соответствующих уставных положений 1667 г., согласно которым, если русский купец продавал свой товар иноземцу или иноземец русскому за деньги и на те же деньги покупал себе вновь других товаров, с тех покупок пошлин не брали, поскольку они покупались на товарные деньги.
И от того, говорилось в докладных пунктах, происходят неправды и пошлинам утайка многая: для того, что нарочно сговорясь и не продав, записывали в продажу многие товары, а на такое же число будто покупали на товарные деньги, для того, что пошлин с тех покупок не берут.
Одновременно размер пошлинного обложения уменьшался с прежних 4-5 до 2,5-3 копеек, которые взимались со всех товаров, проходивших через таможни, независимо от того, покупались ли они на особые деньги деньги, вырученные от продажи других товаров.
В 1705 г. правительством было определено у приезжих на кораблях к Архангельску требовать накладные к товарам росписи (коносаменты). А что окажется сверх накладной, брать в казну.
С 1712 г. пошлинное обложение русских и иностранных купцов стало производиться по явке товаров и складке в амбары, или на берег, не отлагая до продажи, или отвоза и для того всем товарам, с которых сбирали пошлину с продажи, велено было положить, пошлину с средней их цены.
Поощряя балтийскую торговлю, Петр искусственно отвлекал товары от архангельского порта к петербургскому. Так, именным царским указом 1713 г. повелевалось 13 ближних к Петербургу городов к будущей весне товары везти в Петербург, но не в Архангельск «под потерянием своих пожитков», а юфть и пеньку везти в Петербург и из дальних городов.
В 1714 г. запрет был ослаблен наполовину, но в 1717 г. вновь вышло распоряжение о доставке в Петербург двух третей товаров и только 1/3 в Архангельск. С этой же целью в 1722 г. таможенные пошлины для Петербурга уменьшались на одну треть. Таможенным тарифом 1724 г. устанавливалось, чтобы товары, привозимые и отпускаемые через Архангельск, за исключением местных продуктов — леса, дегтя и т.п., подлежали пошлине с прибавкой 25% К окладам, установленным в тарифе.
Результаты этой политики проявились незамедлительно. Уже в 1718 г. те самые купцы из Новгорода и Пскова, которых пять лет тому назад приходилось силой заставлять направлять часть товаров в петербургский порт, обратились теперь за разрешением везти туда товар полностью. В виду этого, с 1719 г. обязательная доставка товаров в Петербург была понижена до одной трети, тогда как остальное всякий мог везти куда угодно.
Таким образом, за непродолжительное время Петербург стал главным центром внешней торговли России. Число посетивших его Кораблей увеличилось с 1 в 1703 г. до 180 в 1724 г. Одновременно число судов, входивших в архангельскую гавань, сократилось в среднем со 126 в 1701 – 1705 гг. до 34 в 1726 – 1730 гг.
Несмотря на отмену в 1727 г. всякого стеснения архангельской торговли и ее полное уравнение в 1762 г. с петербургской, прежнее значение архангельского порта было утрачено.
Вторым после Петербурга центром экспортно-импортной торговли России стала Рига. Этому всячески содействовал сам царь, приказав подавать себе ежегодно список товаров, вывозимых из различных местностей России в Ригу. Из них можно усмотреть, что товары доставлялись туда не только из Великороссии, но и из Малороссии.
Возможности же других балтийских портов России (всего к концу ХVIII в. их насчитывалось 12) искусственно ограничивались в интересах развития новой столицы. Первоначально через них разрешалось вывозить из страны только те товары, которые происходили из прилегающих районов. Нарва, к примеру, получила разрешение на экспорт товаров из внутренних губерний лишь в середине З0-х гг. ХVIII в.
Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:
declarant.ivanova@gmail.com
Деятельный
ОтветитьУдалитьСпасибо за труды.
ОтветитьУдалить