воскресенье, 23 января 2022 г.

Таможенные пошлины в Московском государстве

Услуги таможенного декларанта

В этой статье мы поговорим об особенностях взимания таможенных сборов в Московском государстве в период ХV — ХVII вв.

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы в ХV — ХVI вв. явилось формирование единого русского (Московского) государства с его обширным государственным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов, денежных и натуральных, внешних и внутренних, с продаваемых или только привозимых товаров.

Примерно с середины ХVI в., аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано.

Московское правительство вело обширные операции по внешней и внутренней торговле; важным предметом этой торговли были, в частности, сибирские меха, которые в огромном количестве собирались в виде подати с сибирских инородцев, затем сортировались и продавались за границу; другими предметами казенной торговли были в разное время хлеб, рыба, соль, поташ, смола, лен, пенька и т. д. Причем иногда торговля тем или иным товаром объявлялась казенной монополией. Весьма важную доходную статью составляла торговля вином.

Внешние и внутренние таможенные сборы с продаваемых (ила только провозимых) товаров требовали огромного штата сборщиков, таможенных голов и целовальников.

Сбор пошлин таможенных и проездных (на мостах и перевозах) и разных натуральных платежей, заведование казенными промыслами и операциями, винными, хлебными, соляными, рыбными и др., торговля казенными товарами и их сбор (или покупка), сортировка, распределение и продажа — все это требовало огромного штата служаших и рабочих. Тяглые посадские общества во главе с «гостями», которые составляли как бы «главный финансовый штаб» царя были обязаны поставлять правительству обширные кадры бесплатных работников — голов, целовальников, сторожей, извозчиков и т. д.

Эти службы не только отвлекали посадских людей от их торгов и промыслов, но еще угрожали им разорительными штрафами и Конфискациями в случае, если бы их «оплошкою и нерадением» учинился в государевых сборах недобор.

Таким образом, начиная с середины ХVI в. правительство, испытывая недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения людей из высшего купечества, гарантией добросовестного отношения К служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, материальная способность его возместить причиненный им казне ущерб. Это были настоящие рекрутские наборы купечества в казенную службу, производившиеся даже против воли тех, кого т. о. возводили в высшие чины торгово-служилой иерархии.

Централизаторская тенденция в развитии Московкого государства в середине ХVI в., проявилась и в попытках правительства (в основном безуспешных) реформировать таможенную систему: увеличить тамгу (пошлину с торговых сделок), отменить мыт (проезжую пошлину) и феодальные привилегии, подобные тарханным грамотам, ограничить таможенные привилегии монастырей, главным образом северных и т. д. Так, жалованной грамотой Василия III Череповецкому монастырю, последнему предоставлялось право на ежегодное получение от белозерских таможенных откупщиков 50 руб. в качестве компенсации за упраздненную монастырскую привилегию по сбору таможенных пошлин.

Указом правительства Федора Ивановича — Бориса Годунова 1596 г. повелевалось передать все частные мыты в ведение голов и целовальников с уплатой бывшим владельцам мытов половины мытных денег и передачей остальной суммы в казну.

Однако время глубоких реформ. в области таможенного дела еще не наступило. Лишь в некоторых таможнях таможенные сборы напрямую взимались в пользу казны таможенными головами и их помощниками — целовальниками. В большинстве случаев они по-прежнему отдавались на откуп.

Сдавая таможню откупщику, правительство подробно определяло виды и размеры сборов, подлежавших взысканию в пользу откупщика, порядок их взимания и т. д.

Откупшик принимал на себя обязательство, уплаты правительству «известной суммы денег в известные сроки», что подтверждалось его поручниками, которые, в случае неплатежа откупщика, должны были погасить его задолженность. Все откупные условия (перечень пошлин, их размеры и способ взимания) точно и подробно определялись в таможенных грамотах, которые выдавались откупщикам.

Если вместе с таможенным сбором, отдавалась на откуп таможня со всеми ее принадлежностями, то с откупщиков бралась особенная плата и расписка в принятии тех помещений.

Хотя к откупщикам и не приставлялись должностные лица, обязанные следить за их действиями при сборе пошлин, тем не менее они состояли под надзором местного начальства. Оно поверяло их меры, вес и пр., также помогало им в законном взимании пошлин, давало приставов против неплативших узаконенные пошлины, и вручало доправленные деньги откупщикам. Если же наместник не исполнял этих своих обязанностей, и откупщик нес через то убыток, то этот убыток взыскивался обыкновенно с наместника.

Как правило, продолжительность откупного срока не превышала одного года. Еще до его истечения (за один — два месяца) откупщик должен был отказаться от продления откупа. В противном случае «ему и его поручникам приходилось платить прежние откупные таможенные деньги на следующий год и на наддачу (которая обыкновенно с каждым годом возрастала), либо вдвое, либо что государь укажет. Иногда от наддачи откупики избавлялись. Иногда позволялось за лишний месяц содержание откупа заплатить деньги, соразмеряясь «с годовою откупною суммою».

Во время содержания откупа откупщики нередко пользовались большими привилегиями, освобождаясь от суда «по всяким против них искам», исключая дела уголовного характера.

При Федоре Ивановиче и даже при Михаиле Федоровиче Романове духовным лицам и монастырям часто выдавались тарханные грамоты, освобождавшие от таможенных пошлин. Московский патриарх и некоторые другие церковные властители получали право взимать таможенные сборы в поместьях, отведенных им, в свою пользу; это называлось ругою. Кроме того, им были уступлены таможенные сборы с Макарьевской ярмарки. В первой половине ХVII в. мостовщина, перевозы и мытные сборы взимались иногда монастырями и частными владельцами, через угодья которых привозились товары.

Одновременно в самодержавном государстве отуплаты таможенных сборов освобождались отдельные категории подданных и даже целые сословия. В ходе проведения административной реформы ХVI в. от дорожной пошлины были освобождены земские выборные представители, доставлявшие в Москву денежный оброк.       В уставной грамоте крестьянам трех волостей Двинского уезда 1522 г., в частности, говорилось:

«А как поедут к нам к Москве те пенежане излюбленные головы Елизарей Яковлев, да Семен Иванов, да Тимофей Анциферов с товарищи, а с ними земские люди с теми деньгами, с нашим оброком, и по городам, нашим наместницы и по волостем волостели и их пошлинники, и наши приказчики городовые, и по мытам мытчуки, и по рекам перевозчиком, и все пошлинники с тех излюбленных голов и з земских людей мыта, и явки, и перевозщики перевозу и иных пошлин на них не емлют, пропущают везде без зацепки, не задержав».

По Уложению 1649 г. дворяне, дети боярские, иноземцы и всякие служилые люди, а также их прислуга и припасы также освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей: мыта, перевозов, мостовщины.

Подобной же привилегией пользовались государевы гонцы, посланные по службе. Если со служилого человека все же взыскивали пошлину, то он имел право жаловаться на своих обидчиков. В случае подтверждения его правоты с таможенников взыскивался в пользу потерпевшего ущерб в тройном размере, а их самих подвергали битью кнутом. Если же служилый человек провозил купеческие товары, выдавая их за свои, его подвергали аналогичному наказанию. 

Соборным уложением 1649 г. от мытной пошлины освобождались также иноземцы.

Законодательную основу таможенного дела России XVI в. составляли таможенные уставные грамоты, издававшиеся московскими великими князьями и уарями (первые из нх появились еще в конце XV в.) в целях упорядочения таможенного обложения. По большей части грамоты эти представляют собой контракт, на основании которого откупщики принимали на себя взимание таможенных сборов, вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежавшие взысканию и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от их уплаты и пр.

Подобные грамоты были установляемы и для других областей. Около середины  XVI в. в связи с отменой кормлений, уставные таможенные грамоты стали общим явлением. Они исходили от единой центральной власти, в них, несмотря на все различия и особенности, неуклонно проводились общие принципиальные положения.

На протяжении исторического периода с конца XV по середину XVII вв. складывалась тенденция к учащению взимания тамги с местных жителей. Очевидно, изменение в таможенном обложении шло по линии введения рублевой пошлины и для местных, и для иногородних, с 20-х годов ХVII в. в уставных грамотах уже не встречаются случаи освобождения местных жителей от уплаты тамги.

Одновременно происходило усиление начал уравнительности при взимании с местных и иногородних жителей разных мелочных сборов. В течение всего рассматриваемого времени и те, и другие в одинаковом размере уплачивали две пошлины: померную, взимавшуюся главным образом с зерна, и замытную, которая уплачивалась с цены товара при его продаже.

Довольно часто это правило действовало и при взимании весчей, свальной, рукознобной пошлин. Впрочем, проезжие пошлины им оказались затронуты лишь в небольшой степени.

Постепенно с лошадей, скота, мяса, птицы, льна, лука, орехов и некоторых других сельскохозяйственных товаров тамга стала взиматься не с количества товара, а с его цены. Отмирала практика взимания таможенных платежей натурой. Некоторые пошлины (например, замытная, весчая) сливались с тамгой, повышая тем самым удельный вес последней в общей сумме таможенных сборов. Таким образом, складывались предпосылки к установлению единой рублевой пошлины, взимаемой с цены товара.

Добиваясь такого положения, чтобы никто не избегал уплаты таможенных сборов, проезжая с товаром мимо русских городов, где были устроены таможни, московское правительство иногда заводило переписку с «соседними владельцами». Например, Иван III написал Мегмет Аминю, Казанскому царю, чтобы тот запретил татарам ездить в Русь иначе, как через Нижний.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

declarant.ivanova@gmail.com

1 комментарий: