среда, 27 августа 2025 г.

Себестоимость перевозки груза — понятие, состав, расчет и наценка

Доставка ваших грузов по России или в страны СНГ и Европы

Стоимость услуг логистической компании зависит от себестоимости грузоперевозок. В неё включается ряд затрат, без которых компания никак не может обойтись. В этой статье Специалист по грузоперевозкам расскажет, что такое себестоимость перевозки и как она рассчитывается.

Что такое себестоимость перевозок

Доставка ваших грузов по России или в страны СНГ и Европы

Себестоимость перевозок представляет собой стоимостную оценку всех затрат предприятия на ресурсы, используемые для выполнения грузоперевозок. Это сумма расходов, которые несет перевозчик для доставки груза из точки А в точку Б, выраженная в денежном эквиваленте. В более широком смысле, себестоимость — это величина эксплуатационных расходов, приходящаяся на единицу транспортной продукции, такой как тонно-километр или пассажиро-километр. Она отражает реальные затраты на производство транспортной услуги и служит основой для установления тарифов. Без учета себестоимости невозможно эффективно управлять бизнесом, так как она напрямую влияет на прибыльность и конкурентоспособность компании.

Что входит в себестоимость перевозки

Доставка ваших грузов по России или в страны СНГ и Европы

Себестоимость перевозки складывается из множества компонентов, которые можно разделить на прямые и косвенные затраты. Основные элементы включают:

  • Затраты на топливо и энергоносители. Это один из ключевых факторов, зависящий от расстояния маршрута, типа топлива, расхода транспортного средства и текущих цен на ГСМ. Для автомобильных перевозок топливо может составлять до 30-40% от общей себестоимости.
  • Зарплата и социальные отчисления. Оплата труда водителей, диспетчеров и других сотрудников, включая премии, надбавки и отчисления в фонды (пенсионный, социального страхования и т.д.). 
  • Амортизация и ремонт транспортных средств. Износ оборудования, стоимость обслуживания, ремонта и запасных частей. Это включает лизинговые платежи, если техника взята в аренду. 
  • Страхование и налоги. Страховка грузов, транспортных средств и ответственности, а также налоговые платежи (транспортный налог, НДС и другие). 
  • Накладные расходы. Аренда помещений, административные затраты, маркетинг, связь и прочие операционные расходы, не связанные напрямую с конкретной перевозкой. 
  • Прочие затраты. Включают расходы на погрузку/разгрузку, таможенные сборы (для международных перевозок), дорожные сборы и экологические платежи.

Состав может варьироваться в зависимости от вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской), но общий принцип остается единым — это все текущие расходы на воспроизводство услуги.

Как рассчитывают себестоимость перевозки

Доставка ваших грузов по России или в страны СНГ и Европы

При учете себестоимости не требуется изобретать что-то новое. В законе прописаны две инструкции по калькулированию себестоимости. Первая утверждена Минтрансом России в 1995 году, вторая – Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Расчет проводится на основе производственного плана, нормативов и анализа отчетных данных:

  • Сбор данных о затратах. Учитываются все перечисленные выше компоненты за определенный период (месяц, квартал, год).
  • Распределение затрат. Прямые расходы (например, топливо для конкретного рейса) относятся напрямую, косвенные — пропорционально объему работы или другим показателям.
  • Учет единицы продукции. Для автомобильных перевозок себестоимость часто рассчитывается на 1 км пробега или 1 т груза. Например, стоимость топлива = (расстояние × расход топлива × цена за литр). 
  • Анализ и корректировка. Учитываются факторы, такие как сезонность, инфляция и изменения в законодательстве.

Приведем пример грубых расчетов на 100 км пути:

  • Топливо. Норма расхода для двадцатитонника – 32 литра на 100 км. Один литр стоит 63,49 рублей. Значит, на 100 км будет потрачено 2 031,68 рублей.
  • Амортизация. Это расходы, которые компания несет за обслуживание и ремонт транспорта. Предположим, что компания вкладывает на амортизационные расходы в рамках формирования себестоимости 100 рублей на 1 км. 100 км умножаем на 100 рублей, получается 10000 рублей.
  • Зарплата водителю. Например, компания начисляет оплату, исходя из количества км по итогам месяца: 10 рублей за 1 км. 40 умножаем на 100 и получаем 4000 рублей.

Если у компании больше нет статей себестоимости, то получается, что себестоимость этой перевозки составляет 16 031,68 рублей. Если же поделить эту сумму на 100 км, то себестоимость одного км выйдет 160,32 рублей.

Какую наценку делают перевозчики

Доставка ваших грузов по России или в страны СНГ и Европы

Наценка (или маржа прибыли) — это разница между конечной ценой для клиента и себестоимостью, выраженная в процентах от себестоимости. Она обеспечивает рентабельность бизнеса и покрывает риски. Перевозчики обычно устанавливают наценку в диапазоне 5-30%, в зависимости от типа перевозок, конкуренции и рыночных условий.

В сфере автомобильных грузоперевозок рентабельность колеблется от 5% до 15%, что соответствует наценке около 5,5-18%. 

В некоторых случаях, особенно для сложных или международных маршрутов, наценка может достигать 30% для обеспечения рентабельности. 

Перевозчики могут использовать фиксированные ставки или процентные наценки, но конечная цена всегда ориентирована на покрытие затрат плюс прибыль.

Некоторые недобросовестные логистические компании предлагают заключить с ними договор до озвучивания точной итоговой стоимости, так как на самом деле она завышена и составляет от Х% до бесконечности. Поэтому, чтобы не лишиться денег, при выборе перевозчика отдавайте предпочтение компании, которая высылает точный логистический расчет до заключения контракта.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

declarant.ivanova@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий