воскресенье, 21 сентября 2025 г.

Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах — это ключевой аспект обеспечения безопасности и эффективности железнодорожных перевозок. Эти процессы регулируются специальными техническими условиями (ТУ), которые устанавливают стандарты для предотвращения повреждений грузов, вагонов и инфраструктуры во время транспортировки. Основным документом в этой области являются "Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах" (ТУ ЦМ-943), утвержденные Министерством путей сообщения Российской Федерации 27 мая 2003 года с последующими изменениями, а также их обновленные версии в рамках Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) от 2020 года. Эти условия применяются к универсальным четырехосным вагонам (полувагонам, платформам) и контейнерам с колеей 1520 мм, при скоростях движения до 100 км/ч. Они охватывают широкий спектр грузов: от лесоматериалов и металлопроката до железобетонных конструкций и автотранспорта.

Важность этих условий обусловлена необходимостью минимизировать риски сдвигов, опрокидываний и повреждений, вызванных динамическими нагрузками во время движения поезда. Несоблюдение правил может привести к авариям, потере груза и материальным убыткам. В статье Специалист по грузоперевозкам рассмотрит общие положения, средства крепления, подготовку подвижного состава, правила размещения, погрузочные работы и подведем итоги на основе официальных норм.

Общие положения правила перевозки грузов в вагонах и контейнерах

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Общие положения ТУ определяют фундаментальные принципы перевозки грузов, обеспечивая их безопасность и соответствие габаритам погрузки. Согласно документу, размещение и крепление грузов должно осуществляться в пределах основных, преференциальных и зональных габаритов погрузки (см. таблицы 2-4 и рисунки 1-4 в ТУ). Основной габарит не допускает превышения частей груза за пределы, с максимальной высотой 4000 мм от головки рельсов. Зональный габарит применяется для неупакованных круглых лесоматериалов в полувагонах высотой не менее 2060 мм, но не для обледенелых грузов и не на определенных участках (например, в Азербайджане, Грузии, Армении и на Львовской железной дороге Украины).

Ключевые требования включают:

  • Симметричное размещение груза относительно плоскостей симметрии вагона для баланса центра тяжести.
  • Общая масса груза и средств крепления не должна превышать грузоподъемность вагона, с учетом статических нагрузок на колеса (по Приложению 5 к СМГС).
  • Для негабаритных и тяжеловесных грузов применяются специальные инструкции СНГ.
  • Опасные грузы (разделы 7, 12 ТУ) требуют использования безопасных аналогов, а новые краны — согласования с МПС России.
  • Иностранные грузы должны соответствовать российским стандартам, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
  • Свежекоренные или непросохшие лесоматериалы перевозятся в закрытых полувагонах с торцевыми щитами.

В обновленной версии 2020 года (СМГС) добавлены уточнения по совместной перевозке грузов разной длины и запрет на ледяные покрытия, что усиливает безопасность по сравнению с версией 2003 года.

Средства крепления грузов в вагонах и требования к ним

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Средства крепления — это элементы, предотвращающие сдвиги груза под действием инерционных сил. ТУ классифицируют их на растяжки, обвязки, стяжки (многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски, щиты, упорные башмаки, "шпоры", рамки, кассеты, пирамиды, люльки и турникеты (одноразовые или многооборотные).

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Требования к материалам:

  • Стальная проволока диаметром не менее 5 мм (ГОСТ 3282), с разрывной прочностью ≥1320 кгс.
  • Прокатная сталь (ГОСТ 103), цепи и тросы (диаметр ≥5 мм).
  • Деревянные элементы из хвойных пород (не ниже 3 сорта, ГОСТ 8486, 2695); береза, осина, липа, ольха — только для сжатия.
  • Болты, шпильки, шурупы, сварка (с расчетом прочности по Приложению 1).

По типам грузов:

  • Лесоматериалы. Проволока 6 мм (2 нити), шестизвенные стяжки, стойки (≥40x150 мм), торцевые щиты.
  • Металлопрокат. Проволока ≥6 мм, металлические ленты (ГОСТ 3560, ширина ≥30 мм, толщина 0.8-2.0 мм), деревянные подпорки (≥25 мм).
  • Листовой металл, слитки. Подкладки (40x100 мм), распорные рамки (рис. 51), упоры (100x150 мм).
  • Рулоны стали, трубы. Проволока 6 мм (2-4 нити), упоры, многооборотные рамки (рис. 76329, 74985).
  • Блюмы, колеса, бандажи. Упорные бруски (50x100 мм), гвозди (4-6 мм, 80-200 мм).

В 2020 году добавлены цепи и турникеты для бревен, с минимальным расстоянием 270 мм, и экспериментальная валидация (столкновения до 8 км/ч и пробные перевозки ≥1500 км).

Подготовка вагонов и контейнеров

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Подготовка подвижного состава — обязательный этап для обеспечения безопасности. Вагоны и контейнеры должны быть очищены от остатков, мусора, снега и льда, в зимний период полы посыпаны песком (до 2 мм). Зазоры в конструкциях заделываются изнутри без изменения структуры (запрет на монтажную пену). Для колесной техники фиксируют подвижные части, проверяют тормоза.

Специфика по грузам:

  • Лесоматериалы. Закрытые двери для свежекоренных, торцевые щиты, платформы (модели 13-401, VO-162) проверяют на целостность, возможен демонтаж для длинномеров.
  • Металлопрокат. Осмотр оборудования (борта, болты), запрет на обледенелые грузы; металлический лом обеззараживается, режется, прессуется.
  • Листовой металл, слитки. Подготовка на салазках/паллетах, масляные/немасляные; формы с зазорами.
  • Рулоны, трубы. Измерение размеров, упаковка с лентами (3-4 на паллету), резиновые маты для покрытых труб.
  • Блюмы, колеса. Проверка сварки, балок (2 на платформу, 3000 кг), защита осей колес.

Уширенные дверные проемы для сплошных штабелей, специальные платформы (13-401-06) для финской совместимости.

Правила по размещению грузов

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Правила размещения обеспечивают стабильность и симметрию. Грузы размещают в штабелях, рядах или ярусах, с зазорами ≤250-300 мм, заполняемыми рамками.

По типам:

  • Лесоматериалы. Круглые (10-12 м) — один штабель на 4 подкладках; пиломатериалы на 2-3 подкладках, стойки (2-4 пары по длине).
  • Металлопрокат. Сечения >5000 мм в 1-2 яруса, подкладки для деревянных полов; листы в 1-несколько ярусов, 2 ряда (горизонтально/наклонно).
  • ЖБИ (плиты, панели). 2 штабеля, 1-3 панели/ярус, равные расстояния; колонны ≤6.5 м в 2-4 штабеля.
  • Автотранспорт. 2 яруса, колеса в нижних кузовах, зазоры ≥50 мм, тормоза затянуты.
  • Рулоны бумаги. Диаметр 800-850 мм, ≤3 типов/вагон, зазоры заполнены.
  • Длинномеры. >14 м на 1-2 вагонах с турникетами, симметрия центра тяжести.

Погрузочные работы

Грузовые перевозки по России или в страны СНГ и Европы

Погрузка включает формирование штабелей, крепление и проверку. Используют механизированные средства для укладки, обеспечения зазоров и натяжения.

Процесс:

  • Формирование штабелей. Симметрично, с подкладками (например, 18 продольных 100x150 мм для плит).
  • Крепление. Растяжки (6-8 нитей проволоки 6 мм), блоки, резиновые подложки, для авто — 4 пары растяжек.
  • Проверка. Натяжение (механическое скручивание), симметрия, соответствие габаритам.
  • Специфика. Для леса — "шапки" с выемками, для металла — проволока через отверстия, для длинномеров — тесты на столкновения.

В СМГС 2020 добавлены формулы для сил турникетов (уравнения 84-100).

Заключение

Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах представляют собой комплексный набор норм, направленных на безопасность и эффективность перевозок. Соблюдение общих положений, использование надежных средств крепления, тщательная подготовка и правильное размещение минимизируют риски. Обновления 2020 года усиливают стандарты, учитывая современные технологии. В итоге, эти правила не только предотвращают аварии, но и способствуют оптимизации логистики в железнодорожном транспорте.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

declarant.ivanova@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий