вторник, 5 апреля 2022 г.

Таможенный тариф 1757 года

Услуги таможенного декларанта

Статья посвящена новому таможенному тарифу, принятому в 1757 г.

Перемены в таможенном деле резко актуализировали задачу издания нового таможенного тарифа.

Дело в том, что новоположенную пошлину предусматривалось взимать российскими «ходячими деньгами». Ефимочную же (с привоза и отвоза), согласно тарифу 1731 г., продолжали взимать в металлической валюте.

Несообразность такого порядка была очевидна.

К тому же в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений. В то же время в нем не значились товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.

В именном указе императрицы 29 апреля 1757 г. отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 г. многие иностранные товары вновь привозятся, а также и российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано.

Ставки пошлин не всегда отвечали своему первоначальному назначению по причине изменения цен на товары. Все это сильно затрудняло работу таможенных чиновников.

Важно отметить и то, что тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Пересмотром тарифных статей, начиная с 1754 г., занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате.

Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1724 г. Во многих случаях, мотивом для назначения окладов по новому тарифу служила ссылка на таможенные пошлины, установленные Петром I.

Утверждение нового таможенного тарифа для сбора пошлин в портовых и пограничных таможнях состоялось 29 апреля 1757 г.

Согласно ему размер таможенного обложения ввозимых  фабрично-заводских товаров устанавливался в зависимости от освоенности их производства в самой России и степени обработки. Так, например, хлопок-сырец облагался пошлиной приблизительно в 4%, хлопок пряденый — 10%, а пряденый крашенный — 15%.

Минимальный размер пошлинного оклада повышался с 3 до 5 копеек в валюте. В среднем же экспортно-импортная (портовая ефимочная) пошлина составляла 15 – 20% с цены товара. Помимо нее в портовых и пограничных таможнях взималась еще и внутренняя пошлина, размер которой варьировался от 6 до 16% (в среднем 13%) к таможенной стоимости.

Товары, облагаемые высокой ефимочной пошлиной подлежали и повышенной внутренней пошлине, оплата которой по-прежнему производилась в рублях. По тарифу 1757 г. ефимочную пошлину с ввозимых товаров надлежало взимать до помещения товаров в пакгауз.

Импортируемые товары подлежали 17,5 – 25% ефимочной и 13%-й внутренней пошлине. Это составляло 30 – 33% к их общей стоимости. Уплату внешних платежей по-прежнему следовало производить в иностранной валюте по весьма заниженному курсу.

Ефимок, рыночная цена которого составляла в это время 1,25 рубля, официально высчитывался лишь в 50 копеек.

Обложение многих товаров составляло 60 — 80% их таможенной стоимости.

В их числе преобладали те, которых довольно изготовлялось тогда в России, или же которые составляли предмет производства тех фабричных заведений, которые поощрялись и привилегировались правительством: волоченое, пряденое золото и серебро, простые сорта железа, несложные металлоизделия, канифоль, селитра, крахмал, скипидарное масло и т. д., грубые сорта полотняных и шерстяных тканей.

Отпускные пошлины в основном отличались незначительным размером, который повышался в зависимости от спроса на те или иные сырьевые товары со стороны отечественных фабрикантов и мануфактуристов.

С целью поощрения вывоза из страны казенных товаров, они освобождались от 13%-й пошлины. В этом случае лишь с покупателя взымалась портовая пошлина и мелочные сборы. Сбор таможенных платежей на южных и восточных границах осуществлялся по особым местным тарифам, которые были значительно ниже европейских.

В общую сумму таможенных платежей помимо пошлин входили мелочные сборы:

  • Огневые (1,75 рублей со ста платежных ефимКков при уплате портовой пошлины);
  • Ластовые (в зависимости от вместимости судна);
  • Акциденции (по 4 коп. с каждого платежного ефимка);
  • Дополнительные акциденции с русских подданных (по 1 коп. с платежного рубля при уплате внутренней пошлины).

В пограничных таможнях вместо портовых огневых и ластовых денег было велено собирать по 2 рубля со ста платежных ефимков.

В практическом отношении тариф 1757 г. оказался весьма неудобным. Пошлины продолжали взиматься как в металлической валюте, так и российскими «ходячими деньгами».

Помимо обычной внутренней пошлины, в национальной валюте взималась особая внутренняя пошлина у г. Архангельска с привозных из всех российских городов товаров и пошлина на содержание Ладожского Канала при всех портовых и пограничных таможнях.

Многочисленность и излишняя детализация статей, согласно которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняло применение тарифа. Его высокоохранительный характер стимулировал контрабандный ввоз.

Вы можете задать Ваш вопрос, отправив его на адрес электронной почты:

declarant.ivanova@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий